Коммуникационная игра «Продуктивное действие»

Форма организации проектной коммуникации, имитации и моделирования деятельности.

В ходе игрового взаимодействия создаётся «среда» и ситуация, в которой участники включаются в имитацию и моделирование предпринимательской деятельности, совершают продуктивные действия и анализируют сделанное, что, в свою очередь, необходимо для формирования понятий, представлений и навыков, связанных ведением предпринимательской деятельности и самоопределения на дальнейшем жизненном пути.

Устройство игры

Установочное сообщение

В установочном сообщении докладываются основные подходы, правила работы в мероприятии, общее устройство мероприятия, поставленные задачи, задаются представления о объекте проектирования, о модели, основные принципиальные схемы. Производится предварительная разбивка на рабочие группы. Одним из основных методов организации является сочетание индивидуальной, групповой проработки задач и проблем с последующим публичным предъявлением и согласованием результатов различных работ и направлений.

Разбивка на группы

Одним из самых важных и сложных этапов игры является разбивка на группы. Она может строится на самых разных основаниях. Группы могут быть сформированы по структуре элементов рабочей модели или объекта, его свойств и характеристик, связей между элементами, процессами, функциями; по структуре процессов: основные, вспомогательные, внешние, информационные; по схеме позиций и т.п. Для каждой игры разбивка на группы проектируется индивидуально.

Работа в группах

В группах, при помощи подготовленных игротехников, организуется коммуникация на обозначенную тему. Групповые процессы и активность участников направляется прежде всего на проработку темы и отдельных частей положенного на установочном сообщении объекта. Результатом работы группы является доклад и рисовка, иллюстрирующие понимание членами группы смыслов, наработанных в коммуникации.

Пленарное заседание

Пленум (лат. plenum — полное; англ. Plenary session), как способ сборки того, что было наработано в группах, восстановление целого, полноты. Не только доработка элементов, частей целого, созданного в группах, но ещё и восстановление, и построение взаимосвязей, структуры связей, как «связи между связями», структуры, как то, что задает целостность будущего объекта проектирования.

Следующий такт игры

На следующем такте игры делается установочное сообщение, в котором задаётся «новое» целое, с учётом представлений, собранных на предыдущем такте. Производится разбивка на группы относительно «нового» целого, его частей, которые прорабатываются переформатированными группами (на каждом такте игры группы могут менять тематику и состав участников) в специально организованной коммуникации. Представители групп выступают на пленарном заседании с докладами, содержащими «новые» смыслы, обозначенные в схемах. Докладчикам задаются вопросы на понимание, слушателями высказываются суждения. Результатом пленарного заседания является Сборка – схема, собирающая наработанные в группах смыслы в единую «картину» понимания участников коммуникационной игры. Возможна разработка оргсхемы и организационного проекта. Организуется рефлексия участников по проделанной работе, форме организации коммуникации, пониманию индивидуальных траекторий в игре и т.п.

Предметность игры. Методическая предметность

Помимо игротехнического сопровождения в игре работает группа, обеспечивающая методическую и методологическую поддержку. Эта группа, удерживая сам метод проектирования, форму построения проектной коммуникации, конструкцию проекта, обеспечивает продвижение в содержании участников коммуникационной игры. Так же работает группа людей, осуществляющая организационную поддержку мероприятия.

Предметность игры. Предметность отдельных проектов

Предметное содержание проектов строится с учётом специфики места проведения коммуникационной игры, предметности и замыслов, которые несут на себе участники, конкретных условий проведения мероприятия.

Траектории и позиции участников игры. Результаты и продукты игры

В коммуникационной игре «Продуктивное действие» складываются разные траектории движения участников в зависимости от их первоначальных задумок, интенций и индивидуальных особенностей. Соответственно можно различить позиции, занимаемые участниками на выходе из игры.

Мы выделяем две группы позиций:

  • Первая группа — это те, которых можно назвать проектной группой. Они освоили метод проектирования, форму организации проектной коммуникации, имеют свой проект, могут его оформить, организовать и простроить следующие шаги.
  • Вторая группа – люди что-то ощутившие и что-то осознавшие, но не включенные в конструктивную работу, либо вошедшие в игру в позиции «заказчика» или «эксперта».

Таким образом коммуникационная игра может быть использована для создания проектных групп, решать задачи сегментации участников по способности к сложной интеллектуальной работе, а также в презентационных и демонстрационных целях.

 

Обсуждение закрыто.