Онлайн мастер-класс «Здоровье человека. Здоровье ребенка. Здоровье семьи»

Основной задачей мастер класса являлось формирование представлений и понятий связанных с формированием навыков самодиагностики и самовосстановления, созданием личных практик здоровья. При этом в форму организации мастер-класса заложена возможность построение мыслительной конструктивной работы на «материале» простых упражнений, простых движений, элементов массажа, парной работы и т.д. Для этого были подготовлены сообщения по тематике «интеллектуальных/мыслительных» практик и упражнений, позволяющих изменять понимание и строить новое, с демонстрацией простых упражнений и примеров построения тренировки, которые уже можно конструировать и применять в жизни самостоятельно.

Основная проблема, которая решается при таком подходе, представляется как смена «познавательного отношения» к тренировкам, упражнениям (и, соответственно, к собственному здоровью) на «проектное/конструктивное отношение». В этом смысле Мастер и Инструктор приобретают новую функцию – «сопровождение разработки индивидуальных программ и проектов здоровья» своих подопечных. И результат/продукт их (Мастера и Инструктора) работы – это не только и не столько успешное освоение тех или иных упражнений, комплексов, традиций, систем, но создание (совместно с подопечным) его индивидуальной Программы здоровья (и соответствующего «организационного проекта» по реализации этой Программы в жизни). Программа здоровья уже в свою очередь может включать тот или иной набор упражнений и тренировок (из разнообразных областей практик здоровья), который развивает и совершенствует каждый человек индивидуально.

Начинать работу над осознанными тренировками можно с любой «точки» в «схеме человека» (см.). При этом основная проблема, проявленная в процессе реализации нашего проекта – это проблема осознанности и «интеллектуальных функций». В мастер-классе организована демонстрация сочетания «освоения упражнений и конкретных примеров» с одной стороны, и «обсуждение в схемах устройства понимания» — с другой. Представляется, что через изменение мышления, только через практики мышления можно прийти к эффективным навыкам самовосстановления и самодиагностики.

В мастер-классе демонстрируются формы организации обсуждения и конструктивного понимания. И здесь ключевыми аспектами являются понятия деятельности и целостности, то есть навыки самодиагностики и самовосстановления тренируются только в том случае если подростки включены в практическую деятельность. А под «деятельностью» в нашем случае понимается формирование позиции и переход к самостоятельному проектированию и конструированию собственного здоровья и жизни. При этом в организации такой деятельности (пока эта функция лежит на Мастере и Инструкторе после специальной подготовки) основной проблемой является проблема «целостности». В нашем случае это, как минимум совокупность (взаимосвязи) практик мышления, коммуникации, индивидуальных занятий, психофизиологии и телесных практик.  И здесь вторым важнейшим основанием является позиция, как подросток или как родитель, определить свою позицию в жизни и в этой деятельности по самовосстановлению и самодиагностике по взаимодействию с подростком. И в том случае, если мы представляем себе это многообразие разрозненных жизненных действий как деятельность, и в этой деятельности смогли занять какую-то позицию, то мы можем понять какими средствами, как ключами, можно пользоваться.

Прийти к переделённым формам мысли, средствам понимания и организации действий и тогда мы можем конструировать мир, собрать как из конструктора ход тренировок, своё отношение к здоровью. Что можно в данном контексте понимать под средствами организации деятельности. Очень важным становится отклик и участие семьи, то есть поддерживающая позиция семьи – это основа для нормального выстраивания адекватного отношения к здоровью подростка.

Семья может стать ресурсом, но только в том случае если поддерживающая, осознанная среда, когда семья готова к осознанному движению и отказу от позиции, типа, «я привёл вам ребёнка, сделайте его здоровым». Здесь становится очень важным не движение к какому-то конечному результату, а осознанное движение к вовлечённости подростка и себя в процесс формирования практик самовосстановления, самодиагностики и общности, когда в этот процессе вся семья находится в какой-то целостности и единстве, занимается этим вместе. Что можно сделать, что помогает к этому прийти. Помогает делегирование ответственности подростку как полноценному участнику этого процесса, как взрослому человеку. Что он может сделать сам: может подобрать музыку, напомнить о времени упражнений, может собрать всю семью утром. Не важно, что это будет, главное, что подросток отвечает за это сам. Обсуждать конкретные элементы тренировок с ребёнком или предлагать ему самому сконструировать комплексы упражнений.

Также очень важно семье поэтапно заниматься этими практиками, иди поэтапно, постепенно захватывая всё больше и больше семейного пространства под тренировки, чтобы это движение было согласованным между всеми членами семьи. Подростку свойственно застревать на каком-то успехе, он видит, что определённый рубеж достигнут и его это устраивает и у него нет стимула идти дальше. Эта ситуация нормальна, родитель может показать другие методы диагностики, переждать этот момент, напомнить об этом чуть позднее и т.д. Здесь можно менять направленность тренировок по различным областям (тело, мышление, коммуникации, психофизиология, новые занятия). При этом важно чтобы родитель смог, сформировав целостную семейную «практику развития», передать ребёнку возможность управлять этим процессом. Можно передать подростку некие лидерские, ведущие позиции в процессе выстраивания тренировок, организации семейных занятий, но после того, как ребёнок освоил метод, понял, как это делается.

Мероприятие проводится в рамках проекта «Среда развития: формирование навыков самодиагностики и самовосстановления, создание личных практик здоровья у подростков 12-14 лет», который реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Новость Вконтакте

О проекте

Обсуждение закрыто.